Вы здесь: Главная - Статьи - Ритуальные человекоубийства в дохристианской Руси.

Поиск

Обмен ссылками

Наши баннеры

Ритуальные человекоубийства в дохристианской Руси.

22 Июля 2010 г. Опубликовал: А. Леонидов(Филиппов)

Ритуальные человекоубийства В знаменитой книге крупнейшего византийского историка VI века Прокопия Кесарийского «Война с готами» содержится подробнейшее описание «острова» Туле (Фуле), соотносимого с предками руссов: «…Но другие жители Фулы, можно сказать все, не очень отличаются от остальных людей: они поклоняются многим богам идемонам (гениям), живущим на небе и в воздухе, на земле и в море, и некоторым другим мелким божествам, считающимся, что они находятся в водах источников и рек. Они непрерывно приносят всякие жертвы, приносят жертвы мертвым и героям. Из жертв они считают самой прекраснейшей принесение в жертву человека, который был их первым военнопленным».

   В III-томной «Истории России»(1) под редакцией академиков А.Н.Сахарова и А.П.Новосельцева, ученых весьма авторитетных, приводится распространенное хазарское предупреждение волжским купцам о свирепых лесных жителях, северянах-славянах, которые убивали всех попадавших им в руки чужеземцев, но платили дань тем, кто оказывался сильнее их.

 

     В 1909 году на Алтае от крестьянина села Немала Бийского уезда Алексея Макаровича Козлова была записана древняя сказка о Росе-Русе — черной косе (имя дожило и до наших дней — достаточно вспомнить поэтичную новеллу Ивана Бунина «Руся»).

    Фольклорная Роса-Руса — высокородного происхождения и звания, живет во дворце, окруженном высоким забором и сплошь увешанным человеческими головами — то женихи, что неудачно сватались к беспощадной героине. Ее полное имя — поэтичнее не придумаешь: Роса-Руса — черная коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка. Все перечисленное наводит на мысль о глубочайшей архаике русской сказки, запечатлевшей типичные дохристианские реалии (они поддаются реконструкции и в других волшебных сказках). Но в данном случае важно имя — Роса-Руса.  Сам собой напрашивается вывод: в тексте, дошедшем из многотысячелетних глубин, сохранилась память о самой Праматери русского народа.  Но – вот беда – какой-то жуткий, нечеловеческий образ получается!

   Древнеславянский обычай прыгать через огонь возник из древнеславянского языческого «либерализма»: это сперва был обычай т.н. «пробной жертвы» - огонь в ранние периоды был очень высок, и не все могли его перепрыгнуть. Логика проста: если твоя плоть слаба, и ты не сможешь перескочить через пламя – зачем тебе жить? Это был важный стимул для вечно воюющих арийцев держать себя в хорошей физической форме…

   Даже чрезвычайно романтизированные в православной культурной среде персонажи – Дед Мороз и Снегурочка в языческом оригинале злые и жестокие демоны: Морозный Дед и Ледяная Ведьма, которые вредят человеку везде и всегда, а один день в году обязаны по традиции отдариваться…

   Бытовые проявления языческой философии и религии арийского толка были, на современный взгляд, просто ужасны. Единственное, что в данном случае может оправдать славян – то, что в списке языческих изуверов они далеко не на первом (хотя и не на последнем) месте.

   Ахмад Ибн-Фадлан-ибн-аль-Аббас-ибн-Рашид-ибн-Хаммад, посол  арабского халифа аль-Мухтадира, в городе Булгар присматривался к чужеземцам, старался понять их быт и нравы. Виденное и слышанное он тщательно записывал(2).

   Больше всего ибн-Фадлана поразили похороны скончавшегося в Булгарах знатпого руса;  Ибн-Фадлан рассказывает, как шли приготовления к похоронам, как умерший был помещен во временную могилу, а его спутники стали готовить костер, роскошные одежды, яства и напитки для погребального пиршества. По обычаю, выбрали и девушку — одну из рабынь умершего, которая должна была сопровождать хозяина на костер.

   «…взяли двух лошадей и гоняли их обеих, пока они не вспотели. Потом разрезали их обеих мечом и бросили их мясо в корабле, потом привели двух коров и разрезали их обеих также и бросили их обеих в корабле. Потом доставили петуха и курицу, и убили их, и бросили их обоих в корабле».

   Затем после определенных обрядов в палатке, где лежал мертвец, была убита и девушка-рабыня».  И все сожгли.

   Археология в полной мере подтвердила суровую правду рассказа Фадлана. Возле Чернигова в кургане «Черная могила» под одиннадцатиметровой насыпью кургана археологи обнаружили следы огромного костра. Среди угля и золы нашли множество обгорелых вещей и остатки костей, принадлежавших нескольким скелетам.   Здесь, вместе с мужчиной – воином был погребен «за компанию» и юноша, почти ребенок. В домовину положили также трупы двух оседланных коней, туши коров и множество орудий труда. Здесь лежало также тело женщины в праздничном, хотя и не очень роскошном, наряде: очевидно, рабыни. Домовина была со всех сторон обложена дровами и подожжена.

   В трактате археолога Б. Д Михайлова(3) находим следующее: «Село Троицкое Мелитопольского района Запорожской области… выявлен детский череп, окрашенный в красный цвет ... Возле затылка покойника в беспорядке лежали кости: копыта овцы и лошади, окрашенные красной охрой, а также три фаланги пальцев взрослого человека…  Перед лицом погребенного стоял сосуд, под которым было пятно красной охры…».

   Что мог делать детский череп (без других деталей тела) в одной яме с пальцами взрослого человека? Чем занимались наши предки?

   «В 971 году после боев у Доростола между ратью Святослава и византийским императором Цимисхием русы принесли в жертву богам множество пленников. Византийским историком Львом Диаконом это описано так: "И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разожгли много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили (несколько) грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра (Дуная)".

   Собираясь заложить Новгород, народные старшины по указанию жрецов велели в основание городской крепости замуровать ребенка как "строительную жертву" богам. Закон дозволял матери умертвить новорожденную дочь, если ее рождение казалось излишним. В свою очередь, признавалось и право детей на убийство родителей, обременяющих семейство старостью или болезнью»(4).

   В.А.Городцовым ешё вначале XX века был сделан вывод о существовании «у катакомбных людей антропофагии или людоедства»… в обобщающих трудах 80-х годов о расчленённых скелетах под полами жилищ и т.п. говорится о том, что они «могли иметь характер жертвоприношений». Наиболее глубокому анализу было подвергнуто захоронение расчленённого младенца (3 жилища 5 раннетрипольского поселения Лука-Врублевская). Последовал вьвод о жертвоприношении во имя «возрождения, ... плодородия, увеличения семьи, рода и благополучия его».

   Археологами С. Н. Бибиковым, И. Ф. Ковалёвой и др. была предложена трактовка доминирования детских захоронений и жертвоприношений как знак почитания хтонических (подземных) сил в засыпке парного детского могильника на Среднем Дону.  Здесь  так же  обнаружены черепа коровы и взрослого человека… В срубном погребении у села Хряшевка Ставропольского р-на Куйбьшевской области погребены разнополые взрослые и двое подростков. В срубном же захоронении у с. Митрофановка Бобровского р-на Воронежской обл. в жертву был принесен ребёнок..

   Учитывая местонахождение черепа ребенка северо-восточнее могилы, этот обряд можно считать солярным, связанным с почитанием восхода летнего солнца…

   …Среди трех покойников, явно сопровождавших жреца из погребения у п. Новокаир был один взрослый и двое подростков с отчленёнными конечностями.  Преобладание подростков и детей среди сопровождавших лиц отмечено и в семи других жреческих захоронениях, выделенных из всего огромного массива погребальных памятников срубной культурно-исторической общности. Такая тенденция сохранилась до скифского времени включительно. Так, в белозерском могильнике 12 у Каир детские захоронения (в том числе жертвенное п. 5 в виде черепа ребёнка 7—9 лет и позвонка крупного парнокопытного) были сосредоточены в центре, возле рва II с жертвоприношениями лошади и др.

   Можно принять предложенную С. Н. Бибиковым и И. Ф. Ковалёвой трактовку.

   Историк и археолог Ю.Шилов в своем капитальном труде «Прародина ариев»(5)  собрал множество археологических свидетельств человеческих, в том числе и детских, жертвоприношений, свойственных арийским народам (предкам большинства современных народов Европы). Глава «Человеческие жертвоприношения», где сухо перечисляются бесчисленные раскопы, свидетельствующие о страшных древних ритуалах, в его монографии занимает 127-174 стр., то есть 47 страниц убористого текста!

   На наш взгляд, эти страницы – окончательный приговор всем модным современным беседам о якобы имевшейся «арийской духовной альтернативе» христианству. 

   «Человеческие жертвоприношения» - пишет Ю.Шилов – «(далее - ч. ж.) Юго-Восточной Европы и примыкаюших областей эпохи энеолита обнаруживаются в трипольской и докуро-араксской культурах, известны они и в синхронных культурах Центральной Европы, связанных своим происхождением Передней и Малой Азии… О ч.ж. до н.э. в индоевропейском государстве Аратте сказано вьше… К более позднему, уже шумерскому времени относятся массовые самоубийства придворных при погребениях владык Ура, а также изображения человеческих голов [Дом с божествами на шумеро-аккадских печатях]; к первой половине II тыс. до н. э. относится печать из Митанни довольно подробной сценой ч.ж.

   Помимо останков и изображений существует обширная древневосточная литература (особенно «Гимн Пуруше» Ригведы), фольклорные записи и архаические обряды различных регионов Евразии. Таков круг источников, которые могут привлекаться для объяснения останков ч.ж. из святилищ и погребальных памятников Юго-Восточной Европы эпохи энеолита и бронзы…

   Между тем, ч.ж. можно рассматривать в контексте индоевропейской традиции создания,  в том числе и из трупов, «изображения покойного — его ритуального двойника».

   Преобразование таких сакральных жертв-двойников посредством тризн умерщвляемых рабов можно проиллюстрировать сожжением вместе с погибшим Патроклом 12 пленных троянцев, а затем троекратным обволакиванием вокруг курга и оставлением у его подножия Гектора [Гомер. Илиада 23].

   В Юго-Восточной Европе подобное (второе после Аратты) преобразование наиболее явственно прослежено оно в «белозерско- киммерийско-скифском могильнике» у с. Кайры на Херсоншине.

   В куро-араксской и предшествующих ей энеолитических культурах Кавказа жертвоприношение людей доказано после исследований захоронений черепов и обезглавленных скелетов, а также «культовых захоронений» младенцев в домах. За рубежом подобные материалы синхронных культур средиземноморского круга подвергнуты более глубокому анализу и осмыслению. Здесь тоже выделяются следы каннибализма. Особо распространены и ритуально вьщелены жертвоприношения голов и черепов…

   «…У обращённогона запад-юго-запад основания фигурного кромлеха (у с.Старогорожено), у ступней основного погребённого обнаружены «только истлевший череп и часть трубчатой кости» второго покойника»…

   …п. 2 к. 2 возле Сосновки у Каменной Могилы. Антропоморфная могила, ориентированная головой на восток, содержала останки трёх взрослых человек. Плохо сохранившиеся скелеты двух из них лежали на спине в наклоном влево (I) и палевом боку (III), будучи ориентированы на запад и на восток. Перед лицом III и у ступней I был уложен на правый висок череп II покойника; судя по опубликованному рисунку, никаких иных костей от II, кроме шейного позвонка, не было.

   …п. 2 к. 1 у того же с. Сосновка. Яму перекрывала стела, «воссоздающая примитивную зооморфную скульптуру, как будто, головы рыбы», обращенной на запад; севернее её жабер находилось антропоморфное изваяние, а на дне западной стенки — фаллическая стела. Найденные в заполнении «многочисленные расчленённые кости» женщины ~ 40 лет, свидетельствуют, по-видимому, о жертвоприношении потустороннему миру - его хтоническому плодоносящему началу.

   …Сосуд, череп ребёнка и помещённые между ними обломки костей были уложены под перекрытием на северо-восточной стороне уступа…

   …В Новоданиловском п. 2 к. 2 у Сосновки … главная закономерность - расчленённость, а то и измельчённость, обстоятельство - как отмечено выше и будет отмечаться ешё — связано с особой, близкой к трупосожжениям степенью накала шаманского экстаза…

   …Раннеямное п. 3 из кургана у Каменной Могилы, где ч. ж. было связано со стелами. Подобная связь прослежена и в кеми-обинском к. 2 у с. Ближне-Боевое в Крыму, где пережжённые обломки костей одного из нескольких людей были помешены на плиту перекрытия п. 3, а также на плиту-основание несохранившейся стелы… Их отношение к 'Отцу существ' подтверждается тем обстоятельством, что кроме человеческих, на основании стелы обнаружены также кости животных и птиц. Все эти случаи вполне отвечают индоевропейским представлениям о создании двойника из человеческих костей, а также шумерской мифологеме «за голову — голову».

   …В святилище Чауш раннеямного времени, располагавшемся в районе основной переправы через Нижний Дунай, прослежено сочетание пуруша- и ашва-медхи ('человеческого и конского жертвоприношения), изобразительное соответствие которому имеется в «Гроте быка» Каменной Могилы. Там на петроглифе представлены человек и конь, лежащие у подножия антропоморфного идола; календарные «ёлочки» возле последнего соответствуют той части календарной орнаментации гробницы п. 13 к. 1 у с. Староселье…

   …Известны и более поздние случаи совместных жертвоприношений человека и коня, не говоря уж о конях при погребённых, которые тоже могли рассматриваться в качестве жертвоприношений. В вышеуказанных Чауше и петроглифе из Каменной Могилы представлен, на мой взгляд, изначальный образ Гандхарвы — «странствующего Спасителя» ариев, приносящего себя вместе с конём в жертву спустя определённое время. Подобные представления вскрыты В.Н.Топоровым на основании анализа конных состязаний у греков и индо-ариев (что, кстати, можно использовать для выяснения схождения образов кентавров и гандхарвов).

   Дифференциация парных захоронений впервые проявилась в позднетрипольской, усатовской культуре, где первый покойник укладывался обычно у правой стенки могилы и наделялся большим количеством инвентаря.

   Среди довольно редких парных захоронений раннеямного периода жертвенное умерщвление можно предположить в отношении младенца из вьшеуказанного парного п. 25 к. 1 у с. Старогорожено, поскольку этот младенец был уложен необычно в отношении взрослого (у его ступней, наискосок таза) и включён в выразительный мифологический сюжет (о рождении Индры через бок своей матери Адити).

   Более определённые и численные признаки таких жертвоприношений распространились в позднеямный период и катакомбное время… Но и в Закавказье «рабские» захоронения гораздо отчётливее обнаруживают сакральные традиции, нежели социальные новации.

   Так, совместные захоронения полных и расчленённых скелетов можно трактовать как жертвоприношения вторых первым (как это и определял В. А. Городцов). Среди множества расчленённых скелетов встречаются и такие, которые следует трактовать именно как остатки жертвоприношений. Рассмотрим наиболее показательные примеры.

   В соседнем святилишу Чауш кургана Цыганча у Новосельской переправы через Нижний Дунай обнаружено позднеямное п. 5, содержавшее скопление костей, уложенных таким образом, что образовалась имитация скелета, скорченного на правом боку, черепом в сторону заката летнего солнца.

   При разборке оказалось, что для этой цели были использованы кости 4 или 5 человек. При этом череп принадлежал мужчине 35-50 лет, «руки» были выложены из длинных и др. костей мужчины и женщины, «ноги» - из костей мужчины, «ступни» - из костей мужчины и 2-3 подростков [антропологические определения - С. И. Круц].

   Жертвенный характер захоронения подтверждается тем обстоятельством, что эпифизы большинства костей оказались отделены, а губчатое вещество (очевидно вместе с костным мозгом) удалено из трубчатых костей на глубину, доступную ножу и т.п.

   Нет никаких оснований даже для предположений об имущественной предопределённости отраженных здесь каст — они обусловлены естественной половозрастной (возможно также умственно-физической) аргументацией.  Это обстоятельство остаётся, в общем-то в силе и для других парных и групповьгх захоронений эпохи энеолита и бронзы. Можно предполагать, что хотя бы часть «семейных» захоронений символизировали «Пуруш», подобных обнаруженному в п. 5 кургана Цыганча.

   …В Новотитаровском захоронении Александровского р-на Ставропольского края… «на деревянном настиле (или носилках)», которые можно рассматривать как плот, был уложен младенец около полутора лет, который «растащен грызунами» или же расчленён. Его покрыли… ногами взрослого покойника… В целом останки детей можно трактовать здесь как жертвоприношение, сопровождавшее взрослого, призванного «вознестись» и содействовать наступлению Нового года …

   Позднеямное п. 4 кургана у с. Ново-Алексеевка Скадовского р-на Херсонской области содержало 5 скелетов; по углам были уложены дети возрастом от нескольких месяцев до З -5 лет, а в центре — женщина  с двумя обломками кремнёвого наконечника  у сердца…»

   Очень современно, «либерально» выглядит трактовка Шиловым детских погребений усатовской культуры: «Дети, не прошедшие ещё инициации, могли считаться «нерождёнными», т. е. «зародышами», способными обеспечивать «возрождение» сопровождаемых ими взрослых. Такая важность детских захоронений объясняет обилие инвентаря именно возле детей, наиболее почитаемых, таким образом, погребённых».

   А вот свидетельство того, что племен и верований много, а сатанизм и демонизм по сути своей – едины для всех. Аналогичные древним индейцам мезоамерики шаманы орудовали с головами людей у праславян:
   «…Культ Одина, точно как и Януса, содержал манипуляции с головами…Обычай  трепанации и т.  п.  голов нашёл отражение в различных проявлениях духовной культуры, обнаруживая при этом связь с жреческой инициацией, стремлением к обретению экстрасенсорных качеств и облегчению выхода души из тела. Помимо трепанации такую связь обнаруживают, хотя, очевидно, и в меньшей степени, обычаи раскраски голов и наложения масок…» - пишет Шилов. Казалось бы, никакие материальные контакты между цивилизациями ариев и перуанцев невозможны – а вот поди-ж ты! Духовные контакты демонической природы диктуют шаманам этих далеких друг от друга племен сходную ритуалистику!

   Интересно отметить, что сам Шилов  отнюдь не шокирован зверствами ариев, и даже сочувственно ищет им странные оправдания:
   «Анализ кремации, затронутый выше вопрос о лицевых накладках и др. подвели нас к должному раскрытию этой весьма трудной темы (человеческих жертвоприношений –А.Л.).  Трудности здесь двоякого рода. К объективной их стороне относится то, что по кремированным, а нередко и по ингумированным останкам невозможно определить, был ли человек принесён в жертву или же для этой цели использовали умершего естественной смертью, погибшего в бою и т. п.; к тому же известно, что в первобытности Не было чётких различий между захоронениями и жертвоприношениями в нынешнем понимании. Не станем заострять всех этих различий и мы; предметом рассмотрения станут останки с явными следами умерщвлений и необычных (не вкладывающихся в каноны массовых захоронений) манипуляций с трупами. Сложнее преодолеть субъективную сторону. Очень мало археологических публикаций, пытающихся выделить и ввести жертвенные останки людей в контекст становления цивилизации, в частности индоарийской.  Подавляющее большинство археологов или умалчивает, не объясняет соответствующие факты (Выделено нами – А.Л.),  или старается исключить их из характеристики культуры как признак кровожадной дикости предков».

   Именно по этой причине (ложный стыд замалчивания языческих зверств) нам трудно понять, почему ярый враг христианства Ф.Энгельс в свое время вынужден был признать: « отказ христианства от человеческих кровавых закланий - первая революционная…основополагающая идея христианства»(6).

   Иначе говоря, речь идет о служебном и должностном преступлении огромного количества ученых, которые знали, но не «считали возможным» педалировать неразрывную связь нехристианских культур с человеческими и, в том числе, детскими жертвоприношениями. Это делалось с явной идеологической целью – принизить значение христианства, представить его лишь одной из множества однотипных, отличных не по существу, а только по обрядовой стороне религий.
А. Леонидов(Филиппов), специально для НСН "Венед"

1 - Москва, АСТ, 1996 г.
2 - М.Рабинович, «Судьбы Вещей», М., 1974 г., стр. 6-12.
3 - Михайлов Б. Д., Ритуал жертвоприношения в эпоху энеолита в бассейне реки Молочная//"Жертвоприношение", Москва, 2000. (9, стр. 79)
4 - Митрополит Иоанн (Снычев), «Русская Симфония», С-Птб., 2007 г., С. 12-13.
5 - Ю.А.Шилов, «Прародина ариев», история, обряды и мифы, Киев, СИНТО, 1995 г.
6 - Ф. Энгельс, «К истории первоначального христианства», К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения, изд. 2., т.22, С.477.


Comments:

AdSense реклама

Читайте также



Информация


Все представленные материалы представляют точку зрения автора материала.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание представленных авторами материалов.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов, взятых из других открытых источников.
В случае, если первоисточник не доступен или удален, или иное, администрация сайта снимает с себя ответственность за использование материала. На момент взятия материала первоисточник находился в общедоступном пользовании. Ссылки на первоисточник не удаляются. Вся ответственность за информацию. в таком случае, лежит на первоисточнике.


ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ С САЙТА ССЫЛКА НА VENED.ORG, VENED.INFO ОБЯЗАТЕЛЬНА!