Вы здесь: Главная - Наука - Открыта сверхмассивная черная дыра.

Открыта сверхмассивная черная дыра.

27 Января 2015 г. Опубликовал: Главный редактор НСН ''Венед''

Ученые сообщили об открытии откатной сверхмассивной черной дырыМеждународный коллектив астрофизиков сообщил о вероятном обнаружении откатной сверхмассивной черной дыры. Результаты своих исследований авторы опубликовали в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а кратко с ними можно ознакомиться на сайте Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

Как считают астрономы, при столкновении и последующем объединении двух галактик, содержащих в своих центрах по черной дыре (вероятно, сверхмассивной), последние после взаимодействия могут слиться в сверхмассивную черную дыру. Перед столкновением черные дыры вращаются одна вокруг другой, а сам процесс объединения должен сопровождаться, согласно предсказаниям общей теории относительности (ОТО), сильной вспышкой гравитационного излучения.

Направление такого излучения зависит от параметров взаимного вращения черных дыр и соотношения их масс, а само излучение, согласно ОТО, должно происходить преимущественно в одном направлении. Законы сохранения требуют, чтобы вновь образованная черная дыра была выброшена с места своего рождения. Такой откат сверхмассивного объекта из центра галактики является необычным с точки зрения астрономии, поскольку стандартным местонахождением черных дыр в галактиках считаются их центры.

В своем исследовании астрофизики заявили о случайном обнаружении подобной откатной сверхмассивной черной дыры. В качестве кандидата на ее роль специалисты назвали рентгеновский источник CID-42. Характерные движение и излучение, наблюдаемые у источника CID-42, ученые обнаружили при помощи телескопа Hubble, которые затем исследовали также и с помощью других телескопов.

Фотографии CID-42 в созвездии Секстанта (Изображение: cfa.harvard.edu)

Обсерватории рассмотрели в CID-42 два ярких компонента, расположенных на расстоянии несколько тысяч световых лет друг от друга. Астрономы установили, что большая часть радио- и рентгеновского излучения приходится на одну из компонет. Вероятно, именно она и является откатной черной дырой.

Объект CID-42, в центре которого ученые подозревают существование сверхмассивной черной дыры, расположен на расстоянии 3,9 миллиарда световых лет от Земли в созвездии Секстанта. Его масса оценивается в 450 миллиардов солнечных масс. Пока ученые не могут уверенно сказать об обнаружении откатной черной дыры; для этого им потребуется проведение дальнейших исследований.
_________________________________