Вы здесь: Главная - Россия - Микула Селянинович.

Поиск

Обмен ссылками

Наши баннеры

Микула Селянинович.

04 Декабря 2011 г. Опубликовал: Главный редактор НСН ''Венед''

   Микула Селянинович - в славянской мифологии герой-богатырь. Хотя он не упоминается среди киевских богатырей, не встретим мы его на княжеских пирах, и не участвует он в сражениях. Микула Селянинович — богатырь-пахарь, мужик. Рядом с богатырем в былине оказывается князь Вольга, и поначалу именно через него узнается Микула. Вольга с дружиной едет в пожалованные ему великим князем города за данью Здесь по пути и происходит встреча князя с пахарем.

Сначала Вольга только слышит его. 
Как орет. в поле оратай*, посвистывает. 
Сошка у оратая поскрипывает, 
Омешики** по камешкам почирикивают.

   И только на третий день, приблизившись наконец к пахарю, князь видит, как идет работа. 

Как орет в поле оратай, посвистывает. 
А бороздочки да он пометывает, 
А пенье, коренья вывертывает, 
А большие-то камни в борозду валит.

   В этой картине есть детали, характерные для земледельческого труда северного русского крестьянина: это ему приходилось превращать в пахотные земли участки, заваленные валунами, и корчевать лес. Но одновременно рисуется «раздольицо чисто поле», которого на севере быть не могло. Как обычно в былинах, здесь сливается воедино то, что в действительности никогда вместе не существует. В результате такого слияния создается идеальная картина. 
Непривычно дороги и красивы орудия пахоты: 

У оратая кобыла соловая, 
Гужики у нее шелковые, 
Сошка у оратая кленовая, 
Омешики на сошке булатные, 
Присошечек у сошки серебряный, 
А рогачик-то у сошки красна золота.

   И наконец Вольга видит самого пахаря за работой: 

А у оратая кудри качаются, 
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются. 
У оратая глаза да ясна сокола, 
А брови у него да черна соболя, 
У оратая сапожки зелен сафьян, — 
Вот шилом пяты, носы востры, 
Вот под пяту, пяту воробей пролетит, 
Около носа хоть яйио прокати. 
У оратая шляпа пуховая, 
А кафтанчик у него черна бархата.

   Не правда ли, Микула мало похож на человека, занятого тяжелой пахотой. Своим обликом он скорее напоминает богатыря-щеголя Чурилу Пленковича, готовящегося к «состязанию» с Дюком. Кудри, брови соболиные — это детали из свадебных песен, изображаю-щих красавца жениха. Былина не считается с требованиями правдоподобия, когда нужно создать идеальный портрет героя. Вольга предлагает Микуле ехать с ним — оказывается, пахарь не в ладах с горожанами и готов помочь князю. Микула согласен — но нужно убрать соху, чтобы те же мужики не позарились на нее. Вольга посылает дружинников выдернуть соху из земли, вытряхнуть земельку и забросить «сошку за ракитов куст». Но они не в силах это сделать. 

Тут оратай-оратаюшко 
На своей ли кобыле соловенькой 
Приехал ко сошке кленовенъкой, 
Он брал-то ведь сошку одной рукой, 
Сошку из земли оц повыдернул, 
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.

   И еще одна подробность: крестьянская кобыла неожиданно обнаруживает превосходство над боевым Вольгиным конем. 

Как хвост-то у ней расстилается, 
А грива-то у ней завивается, 
У оратая кобыла ступью пошла. 
А Вольгин конь да ведь наскакивает, 
У оратая кобыла грудью пошла, 
А Вольгин конь да оставается.

   Престижу князя-воина нанесен сильнейший удар: кобыла, приученная к тому лишь только, чтобы тащить соху, обгоняет запросто его боевого коня да и выглядит эффектнее. Князь вынужден проявить к неизвестному пахарю почтение. 

— Ай же ты оратай-оратаюшко! 
Как-то тебя да именем зовут, 
Нарекают тебя да по отечеству? 

   С таким вопросом в Древней Руси к простому крестьянину не обращались. Об имени-отчестве спрашивали людей значительных, с родословной, например, приезжих богатырей. Ответ оратая утверждает иные ценности. 

— Ай же ты Вольга Святославович! 
Я как ржи-то сложу 
да домой выволочу, 
Домой выволочу да дома вымолочу, 
А я пива наварю да мужичков напою, 
— А тут станут мужички меня похваливати: 
Молодой Никуда Селянович!

   Так в былине прославляется богатырский характер свободного крестьянского труда, красота простой крестьянской жизни, достоинство делателя, труженика, превосходство его в этом смысле над князем и его слугами.
Источник


Comments:

AdSense реклама

Читайте также



Информация


Все представленные материалы представляют точку зрения автора материала.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание представленных авторами материалов.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов, взятых из других открытых источников.
В случае, если первоисточник не доступен или удален, или иное, администрация сайта снимает с себя ответственность за использование материала. На момент взятия материала первоисточник находился в общедоступном пользовании. Ссылки на первоисточник не удаляются. Вся ответственность за информацию. в таком случае, лежит на первоисточнике.


ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ С САЙТА ССЫЛКА НА VENED.ORG, VENED.INFO ОБЯЗАТЕЛЬНА!